Мобильные VR-квесты: выйди из комнаты, если сможешь
Помнится, в девяностые было снято множество фильмов про виртуальную реальность, да и книг написано немало, в том числе практически культовый «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Сегодня будущее радостно раскрывает объятия из как никогда близкого третьего измерения. Одной из первых за этот порог шагнули (и весьма смело!) Samsung Gear VR. Только за вторую половину 2016-го в самсунговском VR-маркете появилось столько тайтлов различных жанров, что можно потеряться. На этот раз речь пойдет о VR-квесте и его особенностях. По традиции, в конце статьи — список головоломок, над которыми точно стоит поломать годову.
Почему квесты и головоломки приживутся в VR?
Квесты в числе немногих жанров стали истоками РС-гейминга, и эту же область начали активно исследовать VR-первопроходцы. А где квест, там и головоломка - когда игроку не надо никуда торопиться и есть время привыкнуть к игровой реальности в новом формате. Следовательно, данный жанр способен заинтересовать не только геймеров, но и вообще всех, кто старается не отстать от стремительного бега новых технологий.
В свою очередь, разработчики могут - именно благодаря квестам - не только овладеть принципами нового игростроения, но и понять особенности восприятия игроками их творений в новой реальности. Уже сейчас каждая игра сопровождается характеристикой «уровень комфортности».
Однако новизна впечатлений - дело преходящее, пора бы начинать задумываться о вечном, то есть о геймплее. Ведь что сегодня в сухом остатке предлагается игрокам, кроме вау-эффекта и необходимости привыкать к новому формату? Складывается впечатление, что немного: игроделы берутся за материал робко и в основном переносят привычный квестовый геймплей на платформу VR. Но уже сейчас во время игры то и дело приходит на ум: «А круто было бы, если бы они сделали вот это вот так, да ещё с поддержкой вон того». Перечислять подобные идеи - дело долгое и лишнее, но главное очевидно: по-настоящему новаторские «головоломные» проекты для VR явно не за горами.
А пока мы обратимся к одному из самых ярких (а также успешно существующих и, что главное, развивающихся) сегодня проектов для Samsung Gear VR - игре Escape Room. На ее примере наглядно видны возможночти VR, высокий уровень головоломности и нестандартная подачу классического гейминга.
Головоломный сюжет
Сквозного сюжета в игре нет. Если воспользоваться сравнением из мира литературы, то перед нами небольшой сборник даже не рассказов - зарисовок. Первый уровень заставляет игрока думать, что это история о выживании, ведь главный герой заперт в комнате с тщательно продуманным и однозначно маниакальным беспорядком.
Как и требует канон, раздаётся телефонный звонок... И сразу же новый формат гейминга даёт о себе знать. Помните, как сложно было искать объекты в плоском мире классических квестов? VR-поиск больше напоминает охоту за забытыми где-то ключами: они точно должны быть здесь, но их нет. Так и телефон: не здесь, не здесь... Да вот же он, как только я раньше не заметил?!
На том конце провода (серьёзно, там проводной телефон!) подозрительно довольный голос предлагает немного поиграть. Всего-то и нужно, что за десять минут выбраться из комнаты, используя спрятанные подсказки. Остаётся только искать и решать эти загадки, и лишь когда с ними будет покончено, тот же голос пообещает, мол, мы ещё встретимся и тогда-то уж сыграем по-настоящему.
Однако второй уровень предлагает совершенно иную, никак не связанную с первой историю финансового работника, которому нужно успеть уничтожить компрометирующие документы и скрыться из офиса до приезда полиции.
Об этом ему также сообщают по телефону, но не маньяк, а коллега и добрый друг. Возможно, не добрый, а «добрый» - но, увы, этот намёк на интригу повисает в воздухе. Сюжет вновь растворяется в геймплее до самого финала уровня, хотя, казалось бы, вкусные подробности из жизни недобросовестного финансиста можно было спрятать в тайниках наравне с многочисленными шифрами и подсказками.
Третья история внезапно сводится к совсем уж простой задаче: с бодуна выбраться из гаража, запертого друзьями-приколистами. К этому моменту становится окончательно ясно, что никакой сюжетной канвы в игре нет, а значит, можно было бы как следует развлечься - например, используя стоящий в центре локации «ДеЛориан» из классического фантастического фильма. Но и этой возможностью создатели предпочли пренебречь.
Третий (он же последний) уровень оставляет ощущение недосказанности. Ребята из студии EvilPort решили максимально сосредоточиться на «головоломности» и внешнем виде проекта, и это действительно главное, на что будет обращать внимание игрок.
Геймплей
На каждом уровне в распоряжении игрока оказывается огромное количество самых разных объектов, с которыми можно взаимодействовать. В этом заключается безусловное преимущество виртуальной реальности: на экране концентрируешься только на том, что видишь в данную минуту, тогда как 360-градусный обзор вынуждает игрока буквально вертеть головой и искать, искать и ещё раз искать.
В какой-то момент начинает казаться, что каждый предмет лежит на своём месте не просто так и обязательно должен сыграть какую-то роль в освобождении героя. Поэтому для удобства игрока все интерактивные элементы помечаются соответствующей подписью при наведении курсора, который постоянно присутствует в поле зрения.
Кстати, уже через минуту его перестаёшь замечать - словно всю жизнь прожил с синей точкой по центру реальности. Очевидно, разработчикам удалось нащупать одну из важных особенностей человеческого восприятия и удачно трансформировать её для виртуального мира. Неудивительно, что подобное решение уже активно используется многими VR-игроделами.
Эта находка существенно облегчила бы побег из комнаты в Escape Room VR, если бы не два «но»: таймер, который неумолимо отсчитывает секунды до «геймовера», и обилие схожих головоломок в одном уровне.
В частности, разработчикам очень полюбились цифробуквенные коды. Их не меньше трёх на каждом уровне: для сейфа, компьютера, двери... И не всегда понятно, к какому замку должна подойти та или иная спрятанная часть шифра.
Впрочем, даже если головоломка не предполагает наличия пароля, игроку всё равно придётся что-то найти: выключатель (и додуматься выключить свет, да), потайную дверь или инструмент. Но законы жанра работают и в новой реальности: бывает, что инструмент-то - вот он, а что с ним делать, пока непонятно.
Наконец, когда код и замок (чем бы они ни были) находят друг друга, игроку предлагается следующая пара, аналогичная или очень похожая, и вновь надо отправляться на поиски... Игра наскучивает заметно быстрее, чем заканчивается последний уровень. С другой стороны, будь это классический РС-квест, он не вызвал бы интереса вовсе.
Иными словами, Escape Room VR заставляет значительно больше вертеть головой, чем думать ею. Кстати, в этом случае немаловажен уровень комфорта для игрока. Очки GEAR VR - проводник в виртуальный мир игры, они должны подходить на голову любого размера. На деле, даже без верхнего крепления очки сидят хорошо: правильно подобранная длина фиксирующих ремней, и маска не давит, при этом отлично держась. Сами очки весят 318 граммов, вместе со смартфоном вес доходит до полукилограмма, и поначалу с непривычки голова может уставать. В остальном никакого дискомфорта игрок не испытывает.
Небольшой кусочек игры можно увидеть на нашем коротком геймплейном видео.
Однако временами поиск по-настоящему захватывает благодаря насыщенности игрового мира. Разработчики отлично потрудились над всеми тремя локациями, удачно заполнили их различными предметами, а последним обновлением продемонстрировали, что продолжают работу над игрой.
Предыдущая версия игры (источник: VRGiant) Актуальная (на момент публикации статьи) версия игры
Поэтому есть все основания надеяться, что заложенный геймплейный и сюжетный потенциал игры впоследствии ещё будет реализован.
Управление
Перемещаться по комнате можно условно свободно: тап по сенсорной панели переносит игрока в точку на полу, на которую он смотрит. Тот же тап отвечает за взаимодействие с объектами, а свайпы вниз и вверх позволяют при необходимости присесть и подняться.
Самое главное - привыкнуть к тому, что все перемещения осуществляются «стоя», то есть игроку остаётся только вертеть головой во все стороны и щёлкать по тачпаду на правой стороне Gear VR. Поначалу это некомфортно и несколько обескураживает, но стоит найти для себя удобный способ играть (скорее всего, в крутящемся кресле или стоя в центре комнаты), как такое управление становится удобным и даже более естественным, чем при помощи различных контроллеров или сенсорных экранов.
Скорость привыкания к присутствию в предложенной реальности, а также уровень нагрузки на вестибулярный аппарат и составляют ту самую «комфортность игры» - характеристику, сопровождающую каждую VR-игру. В данном случае заявлен высокий уровень комфорта, и это правда.
Отличия от классического гейминга
Откровенно говоря, основное отличие - визуальное. С предметами и объектами намного удобнее (и главное - естественнее для человека) взаимодействовать напрямую, нежели через экран. Нет, разумеется, мы всё равно смотрим на дисплей, однако виртуализация изображения принципиально меняет самое главное - восприятие игроком происходящего.
«Мобильность» графики может поначалу бросаться в глаза, однако к уровню её качества и детализации быстро привыкаешь. Не исключено, что вот он - ответ на самый животрепещущий вопрос: да, увлёкшись игрой, можно на какие-то мгновения забыть, что мир вокруг ненастоящий.
К сожалению, разработчики ограничились впечатляющей, но при всём том лишь визуальной демонстрацией возможностей мобильного VR. Перенести предлагаемый геймплей в более привычную среду - на плоский экран - будет нетрудно: сам по себе он не трансформируется, не окажется слишком сложен. В сущности, изменится только одно (но, возможно, самое главное) - восприятие игрока, поскольку грань между ним и игровым миром фактически стёрта.
И очень обидно, что пока дело этим и ограничивается, ведь при погружении в виртуальность некоторые её игровые возможности буквально бросаются в глаза... а в Escape Room VR никак не реализуются.
Да что уж там - самую банальную сюжетную линию в «настоящем» 3D можно было бы красиво развернуть, но здесь она и вовсе отсутствует!
Поэтому для самого геймера, помимо окружающей его «реальной» картинки, главное отличие - необходимость активно крутиться во все стороны и постоянно держать правую руку у тачпада, потому что без него тут никуда не денешься. В прямом смысле.
Итоги
Главное впечатление от продукта: перед нами эффектная демо-версия, причём не только игры, но и мобильного VR-квеста в принципе. Она короткая: полное прохождение всех комнат с первого раза займёт чуть более получаса. В ней нет полноценного сюжета, зато есть продуманный игровой мир с множеством загадок и более или менее явными симпатичными пасхалками. Можно с уверенностью сказать, что в данном сегменте кроется масса потрясающих возможностей. Осталось только дождаться, пока разработчики их реализуют.
В какие ещё головоломки можно поиграть на Oculus Gear VR
- The Prisoner - хоррор-головоломка, в которой игроку предстоит выбраться из запертого мрачного особняка.
- Escape!VR - фактически, это любопытная головоломка в чистом виде, помещённая в трёхмерную виртуальную реальность, внешне отдалённо напоминающая первый Portal.
- Keep Talking and Nobody Explodes - необычная реализация головоломного геймплея для двух человек: один игрок в виртуальной комнате обезвреживает бомбу, а второй сидит рядом, читает реальный мануал и подсказывает первому, что надо делать. Требуется только один комплект Oculus Gear VR.
- Dead Secret - детективная история в нуарном стиле, в которой игроку предстоит расследовать таинственное убийство.
- Hitman GO: VR Edition - виртуальная адаптация ставшей уже классической мобильной головоломки Hitman GO.
- Please, Don't Touch Anything - игра, в которой придётся спасаться от новых и новых напастей потому, что игрок не мог не нажать на чёртову красную кнопку. А ведь просили же!
- Лайфхак, как играть в тяжелые игры на слабом ПК
- Как раздать Wi-Fi с ноутбука
- Как вернуть деньги незаконно снятые со счёта деньги
- Продюсер Resident Evil 7 хочет возродить ещё одну популярную серию игр
- "Мясной" шутер Serious Sam
- Arkham Underworld — Dungeon Keeper со злодеями «Бэтмена»
- Goblins: Dungeon Defense — современная аркада прямиком из детства
- Nokia, GE и Qualcomm запускают первую частную LTE-сеть для промышленного IoT