«Виртуальный хоррор» уже звучит довольно зловеще, и мы впервые покажем, какова эта страшилка на самом деле. 4PDA продолжает цикл статей (линк) о VR-играх на платформе Oculus для Samsung Gear VR. Давайте на секунду представим… Впрочем, не надо ничего представлять: за вашей спиной действительно слышится тяжёлое дыхание. Вы оборачиваетесь, но никого нет — только шорох за углом. Вокруг очень темно, но когда темнота вас останавливала? Шаг вперёд, ещё один, и далёкий крик остужает кровь в ваших жилах. В этот самый момент гаснет последняя лампочка, и вы остаётесь один на один с главным демоном компьютерных хорроров — собственным страхом. В такие моменты легко забыть, что на голове у вас очки виртуальной реальности, и на самом деле вы находитесь дома в уютном кресле.
Хоррор на VR: что это и с чем его едят
Суть компьютерных хорроров всегда была столь же проста, сколь и гениальна: игрок погружается в пронизанный депрессивной атмосферой ужаса виртуальный мир и начинает с ним взаимодействовать по заданным правилам, что вызывает ещё больше страха. Вершиной мастерского хоррор-гейминга всегда была игра в Silent Hill или, например, Resident Evil глубокой ночью в тёмной и пустой квартире.
И если классика и сегодня остаётся классикой, то ночь, одиночество, квартира - подобные атрибуты постепенно становятся лишними благодаря мобильным VR-технологиям таких крупных первопроходцев, как Samsung Gear VR. Достаточно надеть очки Gear VR со смартфоном, и ужасающая заэкранная реальность близка как никогда раньше - окружает, пугает, подавляет.
Разработчики давно поняли, что страх - главный стимул к действию, поэтому на заре виртуальной реальности для смартфонов именно хоррор - один из самых популярных жанров. Он принимает разные обличия: шутеры, квесты, головоломки, игры на выживание и многое другое, но всех их объединяет одна цель - напугать игрока. А игрок и рад, правда?
Среди всех хорроров для Samsung Gear VR особняком стоит детище Parallel Studio - игра Dark Days. Разработатнная на мобильной платформе Unreal Engine 4, игра показывает знакомый геймплей с нового ракурса. Одним лишь трейлером и описанием разработчикам удалось сказать нам: игрок точно получит желаемое и пощекочет себе нервы. А в конце обзора мы расскажем, в какие еще vr-хорроры стоит поиграть.
Сюжет
Атмосфера игры с первых же кадров (даже с игрового меню) вызывает в памяти однозначные ассоциации с классическими психологическими триллерами вроде «Твин Пикс» или даже «Психо», что задаёт тон всему дальнейшему повествованию. Сразу ясно, что далеко не последнюю роль здесь играет погружённость игрока - он не просто ощущает себя внутри истории, но действительно в ней находится. А значит, порог «гениальности» для разработчиков и сценаристов VR-игр выше, чем в классических играх: теперь им нужно хорошенько постараться, чтобы создать по-настоящему выдающуюся историю.
Parallel Studio такую задачу перед собой не ставила. Сюжет Dark Days сплетается из трёх основных нитей: какая-то чертовщина (в прямом смысле слова) в маленьком американском городке, таинственно исчезнувшая девушка и смутная история главной героини, у которой полно своих проблем. Именно от её лица ведётся повествование, от её же лица предстоит играть, что уже является незначительным, но всё же препятствием на пути к абсолютному погружению.
Впрочем, постоянный женский голос у игрока «в голове» (в VR-игре он именно так и ощущается - новое и очень странное ощущение) придаёт остроты всему происходящему: на всякое действие игрока или другое событие у альтер-эго найдётся комментарий. И это однозначно не позитивные и радостные слова, подбадривающие
Как и в любом ужастике, сюжет в этой игре - не главное. Он прост, в каком-то смысле даже примитивен, поэтому раскрытие любых его деталей чревато досадными спойлерами. Но он выполняет свою главную задачу - давит на игрока мрачной таинственностью, что вкупе с происходящим перед глазами даёт очень действенный хоррор-эффект.
Само собой, история Dark Days абсолютно линейна, а её полнота зависит от того, насколько тщательно игрок будет исследовать каждую предложенную локацию и слушать комментарии главной героини «у себя в голове».
Продвижение по сюжетной линии жёстко заскриптовано и происходит после выполнения игроком определённой последовательности действий. Единственное, что после очередного Game Over меняется от раза к разу - тайничок, в котором лежит, например, ключ (но в той же локации), либо место, где внезапно появится монстр. На сюжет это никак не влияет.
Геймплей
Фактически Dark Days является хоррор-квестом с элементами игры на выживание. Он представляет собой последовательность локаций, каждая из которых делится на мини-локации - места в комнате, на парковке или во сне главной героини, куда можно «телепортироваться». Иными словами, возможности свободно перемещаться в этом мире нет.
Вероятно, не в последнюю очередь данное ограничение связано с требовательностью «движка» Unreal Engine 4 от компании Epic Games, ведь с точки зрения геймплея оно не имеет смысла. И неудивительно: настолько близкая к глазам игрока картинка должна быть максимально реалистичной, и адаптированная платформа, несмотря на «нереальное» название, для этой задачи подходит как нельзя лучше. Увы, скриншоты даже близко не передают того, как всё ощущается на практике.
Первая глава истории традиционно посвящена пониманию того, что происходит вокруг и как следует играть. Но уже во второй главе последовательность действий становится кристально ясной: определить объекты для взаимодействия, найти ключики к этим объектам (это может быть и отвёртка для взлома замка), а когда картинка начинает трястись - в любую минуту ожидать монстра, чтобы потом спрятаться от него в одной из мини-локаций и дождаться, пока он уйдёт.
Посмотреть, как всё выглядит, можно на нашем геймплейном видео.
Разумеется, с течением сюжета задачи эволюционируют, загадки и «танцы» с местным чудовищем становятся всё сложнее и интереснее. Всё это весьма успешно не даёт игроку заскучать, но, увы, заодно исчезает неуловимое давящее непонимание происходящего, которое незаметно и эффективно подпитывает страх.
Такой сначала впечатляющий виртуальный мир ужастика превращается в постановку. Впрочем, в этом театре у игрока роль первого плана, да и прекрасные виртуальные декорации продолжают блестяще выполнять свою задачу и мощно воздействуют на игрока, поэтому игра почти ничего не теряет.
Управление
Разработчик предлагает два способа взаимодействия с VR-игрой: с помощью тачпада на правой стороне Samsung Gear VR или же посредством джойстика.
У джойстика одно-единственное преимущество - не надо постоянно держать правую руку на очках, ведь абсолютно все действия завязаны на контроллере. Тап по тачпаду - текущее действие, свайпы вниз/вверх - присесть либо встать соответственно. Всё очень просто, чтобы добиться некоторой сноровки, уходит ещё минут десять.
Реалии VR таковы, что играть в уютном кресле или развалившись на диване не получится, поскольку приходится постоянно вертеть головой во все стороны. Поэтому (если вы, конечно, не сова) удобнее всего играть, сидя на вращающемся стуле либо даже стоя. Причём желательно держаться подальше от стен и прочих предметов - полное погружение подразумевает отсутствие визуального контакта с реальностью, и опрокинуть стул или поцеловать дверь ничего не стоит.
С управлением разобраться легко, а вот привыкнуть к тому, что не надо никуда идти - наоборот, сложно. Повернулся куда надо - тап - ты на месте. Развернулся - монстр! Надо бежать! Тап, тап, тап, свайп вниз, тап - и ты «в домике». В каком-то смысле это забавно, но адаптироваться нелегко (а у особо чувствительных и вестибулярка может закапризничать). Смотреть же на такого игрока со стороны и вовсе уморительно. Только ему не смешно: для него чудовище за тонкой душевой шторкой очень даже реально.
Со временем в подобном взаимодействии с виртуальностью начинаешь находить свою прелесть и даже безусловное удобство: картинка абсолютно не тормозит и очень точно отображает окружающее пространство в динамике. Конечно, во многом это зависит от разработчика, но команда Parallel Lines со своей задачей справилась на ура.
Вы спросите, удобно ли вообще играть в очках виртуальной реальности? За все не скажем, но в Gear VR опыт вполне положительный. Прежде всего глаза: вопреки ожиданиям они устают не сильнее, чем от обычного монитора. Внутри очки обиты мягким синтетическим материалом, так что никаких болезненных ощущений во время игры не испытываешь. Эластичный ремешок достаточно плотно (но при этом не убийственно) фиксирует очки даже для активных игр.
Отличия от классического гейминга
Само собой, в первую очередь это полное погружение в игровую реальность. Она в буквальном смысле окружает со всех сторон, что очень здорово. Фактически, такая трансформация игр в будущем вполне может потрясти мир не хуже, чем в своё время Wolfenstein 3D и Doom.
Конечно, стремиться к такому положению вещей ещё долго. Если на экране смартфона пикселизация изображения не бросается в глаза, то увеличенные через линзы очков пиксели пока ещё видны. Это весьма ощутимое отличие от той высококлассной картинки, к которой привыкло подавляющее большинство современных игроков.
Однако не будем забывать, что перед нами хоррор. Разработчики на пять с плюсом реализовали возможности мобильного движка и 360-градусного обзора. Даже понимая, что происходит вокруг, даже принимая во внимание не фотореалистичную графику, всё равно пугаешься. Далеко не каждый консольный хоррор может похвастаться таким эффектом. Что важно для долгих экспериментов - линзы не запотевают при длительном гейминге, а сами очки не нагреваются. Подробно о технических характеристиках и возможностях Gear VR можно прочитать в обзоре.
Интерфейс взаимодействия с игровым миром стал заметно интуитивнее: всё-таки для человека естественно «наводиться» на объекты глазами, а не мышкой, джойстиком или тем более свайпами. В Dark Days вы направляете взгляд именно поворотом головы, а дополнено управление тачпадом и кнопками.
Итоги
Жанр VR-хоррор - отличный претендент на роль гида по виртуальной реальности. Проработанность игрового мира на примере игры Dark Days для Samsung Gear VR поражает. Затем игра завлекает простым и удобным управлением, и всё это в компании постоянного спутника - страха, который буквально набрасывается и оплетает тебя со всех сторон. Не стоит забывать, что Dark Days - один из первопроходцев в мире VR, и самое главное, что игра делает, - демонстрирует перспективность развития VR-игр для смартфона в целом.
В какие ещё ужастики можно поиграть на Samsung Gear VR