Мы привыкли, что Kickstarter в анамнезе инди-игры — часть красивой истории успеха. Пришёл, показал фокус честной публике, та восхитилась и давай швырять деньгами в монитор. Никаких издателей и прочих нахлебников: только самонадеянный творец и благородный потребитель, готовый поднимать смелых и дерзких. Автор Kingdom пришёл на Kickstarter три года назад, собрал скромные четыре тысячи евро и благополучно прикрыл лавочку — искать счастья в другом месте. Теперь же расширенная Kingdom: New Lands входит в App Store под дождь из восторженных восклицаний критиков. . Консольная пресса уже успела оценить игру в слегка немыслимые 87 баллов — и мы, пожалуй, присоединимся к хвалебному параду.
«Защити башню» в 2D
Если бы Томас ван ден Берг родился в России, он бы назвал свое детище в честь Петра Великого - потому что игра, сама того не зная, умудрилась изобразить процесс рождения Петербурга, причём не без деталей.
В центре экрана - статный всадник с короной на голове. Вокруг него смрад, тлен и безнадёга. Сомнений нет - именно здесь и обустроим наш город! Мы - самодержавный монарх случайного пола, которого игра безболезненно заменит в случае гибели. До кончины, впрочем, ещё далеко, поэтому лепим небольшую штаб-квартиру. Для этого отыскиваем в болоте парочку оборванцев, заброшенный лагерь и холеной ручкой бросаем горсть монет - поздравляем, вы стали свидетелем рождения нового государства. Которое вот-вот сожрёт орда монстров, если тут же не позаботиться об обороне.
Камера сбоку, поэтому в Kingdom классические для tower defense задачи решаются непривычным образом: надо не тыкать по экрану, взращивая вышки и пушки, а самостоятельно скакать вдоль поселения. В первую очередь защищаем фланги: из груды камней можно соорудить вышку для лучников, а из пары поленьев - полноценный забор. Апгрейды стоят денег, но вопросы бюджета почему-то лежат на ваших королевских плечах - опции «создать налоговую службу» в игре нет. Делать нечего: приходится искать в топях сундуки с золотом, снаряжать торговца в экспедицию и многозначительно прогуливаться вдоль лучников - те отдают монетки за каждого подстреленного животного.
Ночь наглядно объяснит, зачем вы угрохали годовой бюджет на стену из частокола - из загадочного разлома полезут гадкие твари. Без паники - три-четыре рассвета вы встретите, почти не напрягаясь, но в итоге агрессивная саранча всё равно возьмёт своё: стены падут, крестьяне помрут, а безумная орда будет бежать, пока не уткнётся в корону. Так что не зацикливайтесь на обороне, а ищите остов корабля.
Ради короны
Потому что Kingdom - это не «tower defense с экстравагантной камерой». Это, если угодно, king defense, симулятор бегства и симулятор рационального пользования человеческим ресурсом (ох, и почему этот формат не популярен?). Монстрам, в общем-то, положить на ваши постройки - они снесут защиту и помчатся дальше, и успокоятся, только схватив гнусными ручонками сверкающую корону.
И если вам дорога жизнь - ищите остов корабля. Пытаться защитить деревушку, возвести мегаполис или осчастливить оборванцев в лохмотьях - бессмысленная трата времени, сил и монет. Вместо этого - быстро набираем живого мяса для работы щитом, попутно ищем денег, и тут же отчаливаем на дорогом корабле, как только дело запахнет керосином. Обычно к этому моменту стартовавшая час назад цивилизация лежит в руинах, а гадёныши вот-вот запрыгнут на борт спасительного судна. Смотреть, как орда перемалывает крестьян, пока вы что есть прыти скачете к причалу - мучительно больно, но своя рубашка как-то ближе: за горизонтом ещё много земель, попытаемся там.
Здесь же и лежит единственная большая проблема Kingdom - по сути, ничего нового после уже второго бегства вы и не увидите. Меняется антураж: монстры летают, ползают и плюются огнём, а вышки с лучниками всё выше и круче, но схема всё та же. Высокие брёвна по кругу, пара вышек, скоростной забег вдоль жутковатый лес (там сундуки!) и нервная стройка очередного корабля - быстрее, быстрее, я уже слышу их топот. Учитывая, что от вас требуется чуть ли не с десяток благородных морских путешествий, то мысленно прикиньте масштаб правления - вряд ли дотянете до конца срока, не правда ли?
Торжество пикселей
А теперь специально для тех, кто окинул взглядом скриншоты, и сейчас с подозрением щурится: это что за квадратная дрянь вообще? Да, игру делали вдвоём, и денег на картинку Witcher 3, видимо, немного не хватило. Но зато у Kingdom - самая детализованная пиксельная графика на свете. Болото честно отражает происходящее на берегу, у запыхавшейся лошади валит из ноздрей пар, пущенная метким лучником стрела натурально вонзается в землю (ну или кролика). Картинки не передают и тысячной доли атмосферы Kingdom - тот случай, когда в движении не просто лучше, а кардинально по-другому.
При переезде на мобильные игра не потеряла ни капли шарма, а управление осталось таким же - благо, что задействовано ровно три кнопки. Правда, иной раз бывают проблемы: коронованный конник изредка путает команды и, например, щедро роняет монеты на землю вместо того, чтобы побежать влево. Мелочь, впрочем, простительная.
Когда речь идёт о мобильных играх, принято делать поблажки. Мол, не смотрите, что рожа кривая, ведь после третьего часа включается неплохой пятиминутный экшен, да ещё иконка классно нарисована, вам мало, что ли? С Kingdom другая история - всё это попустительство тут же отправляется в мусорку: игра вытащит вас из реальности на несколько часов, перекрутит и выплюнет обратно. Быть может, не ослепительно счастливого, но уверенного - это было круто.
Достоинства:
Недостатки: